Версия для слабовидящих:
Размер шрифта:
a
a
a
Языковая версия:
en
Перейти на сайт Томского НИМЦ

Почему ухудшается память?

Как "работает" наша память и можно ли ее улучшить, в интервью изданию "АиФ Тюмень" рассказала Лилия Граф, невролог Тюменского кардиологического научного центра - филиала Томского НИМЦ. 

Источник

«Резерв памяти закладывается с рождения, развивается по мере того, как человек познает мир, получает новую информацию, узнает что-то, читает. Это то, ради чего работает головной мозг. Даже движения рукой, письмо - это тоже, в первую очередь, работа памяти. Ведь в «хранилище» уходит абсолютно вся обработанная информация, будь то новые умения, навыки или знания. Это не только про запомнить стихотворение или правило, но и про осваивание сноуборда, просмотр сериала, приготовление нового блюда, - поясняет невролог Тюменского кардиологического научного центра - филиала Томского НИМЦ Лилия Граф. - Если мы пытаемся увеличить объем памяти сверх того, что может мозг, можно загубить его. Если чувствуем, что уже «не влезает», пора отдохнуть».


Лилия Граф

При обработке новой информации в мозге образуются нейронные связи. Под действием медиатора клетка передает импульс. Он идет от периферии к голове, если это «сообщение» для чувствительной системы и от головы к периферии, если речь о двигательной активности. Когда импульсов становится слишком много, начинает не хватать резервов для передачи информации, медиаторы истощаются, так как их работа ограничена. С возрастом они вырабатываются все хуже, с чем и связаны, например, сложности изучения языков у людей в возрасте. 

По словам врача, когда «память заполнена», перестает хватать нейронов для обработки информации. Они изучают, но не запоминают.

«Если человек пытается изучить работу атомного коллайдера и одновременно выучить все биологические системы, возникает диссонанс. Одинаково хорошо знать и то, и другое, и третье не получится. Интересоваться можно многими вещами, изучать азы, но в совершенстве можно знать только что-то одно или два», - говорит доктор.

Такие же, как и все

Лилия Владимировна не советует перегружать и мозг детей в попытке сделать из них вундеркинда. У них память намного лучше, чем у взрослых, но отнюдь не бесконечна. Формирование памяти должно быть поэтапным и постепенным. Желание научить первоклашку трем языкам, хорошему счету и изучению истории чревато проблемами. Например, он не сможет нормально писать, будет менять местами буквы, так как у него еще не сформирован один элемент памяти, а он уже нагружает другой.

«Все вундеркинды рано или поздно приходят к одному уровню развития со сверстниками и ничем от них не отличаются, - говорит невролог. - Так как больше, чем возможно, мозг все равно не вместит информации. Просто на каком-то этапе их резервы памяти оказываются больше, они запоминают лучше, тогда как у сверстников этот процесс развивается медленнее, но в итоге все приходят к одному уровню. Безусловно, есть гении, но это уникальные люди, особенные от природы, а не те, из кого родители всеми силами пытались сделать вундеркинда».

Хроническая усталость

Понять, что свободного места в "жестком диске" головного мозга не осталось, можно, когда человек не в силах запомнить три важных дела на день, забывает, что он хотел сказать и сделать. При этом речь не идет о ситуации многозадачности, когда на день десять дел и одиннадцатое вылетело из головы - это неудивительно. Но десятки задач - это не исключение, а правило, то мозг устает и «выключается». Наверняка многие сталкивались с ситуацией, когда на несколько секунд или минут словно «зависаешь», смотришь на одну точку и ни о чем не думаешь - так организм подает сигнал о том, что его возможности исчерпаны и просит о помощи. Игнорирование сигналов SOS приводит к астении - синдрому хронической усталости. Ухудшение состояния идет на фоне эмоциональных нагрузок, негативных переживаний.

«95% пациентов признаются в том, что в их жизни были стрессовые факторы. Они могут быть разной интенсивности: потеря близкого человека - сильнее всего выбивает из колеи, причем в отсроченном периоде, когда приходит осознание утраты, - объясняет Лилия Владимировна. - Когда каждый день человек идет на нелюбимую работу либо у него там конфликт - это тоже стресс. В любом случае, помимо медикаментозной коррекции, нужна работа с психологом, психотерапевтом. Пока мы не стабилизируем эмоциональное состояние пациента, будет сложно вывести его из стрессовой ситуации. А истинные причины переживаний все равно дадут о себе знать после медикаментозного лечения».

Стрессы, перегрузы памяти могут привести и к физическим недугам, а не только к усталости и проблемам с памятью. Нередко возникают головная боль, напряжения из-за эмоциональных переживаний, спазм мышц шеи, плеч и другие проблемы со здоровьем.

Разгружать память - не значит ничего не делать и ни о чем не думать. Важно менять нагрузку. Заставлять работать разные участки мозга. Не заниматься сутки напролет умственной работой, а переключаться на физическую активность, делать то, что приносит радость и удовлетворение, заставляет улыбаться и чувствовать себя счастливым.