Версия для слабовидящих:
Размер шрифта:
a
a
a
Языковая версия:
en
Перейти на сайт Томского НИМЦ

5 октября – Всемирный День учителя

В честь этого праздника мы попросили руководителей научно-исследовательских институтов, профессоров, академиков рассказать о том, кто являлся и является Учителем и Наставником для них.

Доктор биологических наук, профессор, член-корр. РАН, директор Томского НИМЦ Вадим Анатольевич Степанов:


«В жизни каждого человека случаются какие-то встречи, которые в некоторой степени определяют траекторию его развития. Конечно, очень многое определяют семья и родители. Но если говорить о наставниках и учителях, наверное, решение о том, что я хочу заниматься наукой, пришло ко мне в середине моей учебы в университете. Человеком, который на это повлиял, был Юрий Михайлович Новиков, наш преподаватель. Меня в то время интересовала зоология беспозвоночных, и как раз чтение курса общей генетики повлияло на меня окончательно – я понял, что в дальнейшем буду заниматься именно генетикой. Затем – Валерий Павлович Пузырев, мой научный руководитель, создатель нашего института медицинской генетики, он направлял меня в определенные сферы науки, при этом давая мне свободу выбора. Это мой настоящий учитель в науке.

Любопытный факт - Свою кандидатскую диссертацию я защитил в 1995 году, она посвящена генетике нарушения метаболизма липопротеинов, и моим научным руководителем был Валерий Павлович Пузырев. Но работа делалась на стыке генетики и кардиологии, и научным консультантом стал академик Ростислав Сергеевич Карпов. Сегодня В.П. Пузырев и Р.С. Карпов – научные руководители Томского НИМЦ, и я считаю, мне очень повезло, что в свое время они оба были моими научными руководителями».

 

Доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, руководитель научного направления Томского НИМЦ Ростислав Сергеевич Карпов:


«Мы начали сознательную жизнь в годы Великой Отечественной войны, это были непростые годы, но именно они подарили мне замечательных учителей. Я отношусь к счастливому поколению, поскольку моими учителями были педагоги, эвакуированные из Санкт-Петербурга – это Анна Ивановна Ефимова и Анастасия Петровна, чью фамилию, к сожалению, не помню - настоящие педагоги, уже пожилые. В старших классах у нас был преподаватель литературы, Вера Михайловна Яценко. Это был замечательный человек, с трудной молодостью, из семьи, пережившей репрессии, и она воспитывала нас настоящими людьми и патриотами. Всю жизнь мы, ученики, были благодарны ей за это.

Конечно, в институте я был счастлив в разной обстановке общаться с великим терапевтом, клиницистом, педагогом Дмитрием Дмитриевичем Яблоковым, академиком, лауреатом государственной премии. Горжусь тем, что он был моим учителем в профессии врача и ученого. Он нас воспитывал у постели больного, как это принято в классической российской терапевтической школе, и мы можем считать себя представителями этой школы. Наше поколение училось в университете в период расцвета нашего факультета, когда педагогами были Дмитрий Дмитриевич Яблоков, Андрей Григорьевич Савиных, Борис Максимович Шершевский, Даниил Исаакович Гольдберг, Сергей Петрович Карпов – плеяда выдающихся ученых. Мы получили хорошее воспитание!»

 

Доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, заслуженный деятель науки РФ, научный руководитель Томского НИМЦ Валерий Павлович Пузырев:


О своих Учителях и Наставниках Валерий Павлович рассказал в очерках. Приводим несколько фрагментов:

«Влаиль Петрович Казначеев (академик РАМН и РАН, организатор фундаментальной медицинской науки в Сибири и на востоке страны, инициатор создания и первый руководитель Сибирского отделения Российской академии медицинских наук) – первый Ученый, которого я, вчерашний школьник из заполярного поселка, став студентом Новосибирского мединститута, увидел, как говорится, «живьем». Было это в 1965 году, он держал приветственное слово перед новоиспеченными студентами. Запомнилось из содержания немного, вероятно, потому что не было должной подготовки к восприятию излагаемого. Но эмоциональная, чувственная компонента речи, образный язык и яркость приводимых примеров трогали сердце. А главное – родились ощущение и уверенность в правильном выборе и специальности, и института. Впоследствии, в 1978 году, по инициативе Влаиля Петровича мне, молодому ученому, было предложено участие в организации первой в Сибири лаборатории медицинской генетики на базе Института клинической и экспериментальной медицины (Новосибирск)».

  • Н.П. Бочков в воспоминаниях коллег и друзей. Под ред. Д.м.н., профессора И.Н. Волощук, к.м.н. Е.С. Ворониной. Москва, 2016.

«Сначала я услышал о Николае Павловиче Бочкове в студенчестве, в Новосибирске от своих преподавателей медицинской генетики. Это было в конце 60-х годов, тогда в городе создавалась медико-генетическая служба. … Первая моя личная встреча с Николаем Павловичем состоялась в 1972 году в Казани, на первой школе молодых ученых. Нашему институту выделили два места для обучения в школе. Рекомендовали моего друга, ассистента кафедры Л.Л. Соловенчука, и меня, аспиранта по медицинской генетике. В один из дней школы мы отважились попросить Н.П. о встрече, чтобы обсудить тему моей диссертационной работы. На следующий день в рамках школы была дискуссия по генетике многофакторных болезней, теме близкой к моей будущей диссертации. Николай Павлович подсел к сибирякам, не участвовал в дискуссии, но нам давал тихонько комментарии по сути дискуссии и знакомил нас с выступавшими, тогда нам мало известными. … Н.П. был настойчив в организации в Томске кабинета медицинской генетики, и такой кабинет был открыт в 1983 году при Областной больнице. Л.П. Назаренко начала вести прием пациентов, параллельно решая кадровые вопросы. Николай Павлович очень поддерживал развитие клинического направления в институте. Всегда, посещая институт, обходил все лаборатории, беседовал со всеми руководителями и сотрудниками. Но больше всего он общался с лабораторией цитогенетики, со своим любимым учеником С.А. Назаренко. Эти встречи затягивались допоздна. Лаборатория всегда ждала этих безумно интересных бесед, всегда откровенных и полезных для молодых ученых».

«Виктор Маккьюсик – клиницист, ученый, писатель, педагог и наставник, «отец генетической медицины». Он интенсивно и плодотворно работал в тех областях клинической медицины, для которых результаты геномных исследований стали воистину революционными, изменившими общий взгляд на диагностику, лечение и профилактику болезней человека, приблизившие реальность осуществления давнишней мечты медиков – персонифицированной медицины».

 

Доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, директор НИИ онкологии Томского НИМЦ Евгений Лхамацыренович Чойнзонов:


«Мне повезло с учителями. Это люди, которые сформировали меня как ученого, врача, организатора здравоохранения, и я храню о них благодарную память.

Я благодарен судьбе, что встретил на своем жизненном пути доброго, отзывчивого человека: Зиновия Дмитриевича Кицманюка. Будучи кружковцем на кафедре ЛОР-болезней, я выполнял фрагмент докторской диссертации Зиновия Дмитриевича, изучал неспецифический иммунитет у больных раком гортани. Это была интересная работа по идеологии и по исполнению, и благодаря этой работе кружковца Жени Чойнзонова, сформировалась научная идеология моей будущей научной работы. Ее заложили Зиновий Дмитриевич Кицманюк и Николай Владимирович Васильев, будущий академик РАМН. Эти два человека стояли у истоков научной карьеры не одного десятка молодых исследователей.Николай Владимирович поразил меня своим кругозором, эрудированностью.

И еще одна фамилия не может не прозвучать, это было бы несправедливо по отношению к перечню моих учителей: Анатолий Иванович Потапов, родоначальник нашего НИИ, первый директор, Человек с большой буквы. Его энергия, нацеленность на результат, масштаб его мышления и деловые качества просто поражали не только меня, но и всех сотрудников тогда еще сибирского филиала онкологического научного центра. Когда я стал общаться с Анатолием Ивановичем уже в ранге директора НИИ онкологии, он, безусловно, преподнес мне уроки мужества, несгибаемости и самое главное – нацеленности на результат.

На пути директора в его карьере встречалось очень много препон, которые зависят от ряда обстоятельств: вошел ли ты в ту или иную программу, получил ли то или иное финансирование, какое решение приняла Академия наук или Министерство здравоохранения – эти обстоятельства мало от тебя зависят. Он говорил мне так: «Тебя выставили за дверь в одном кабинете - ты должен открыть дверь другого кабинета и решать вопрос на более высоком уровне». Не сдаваться, быть всегда человеком, который может аргументировать свою просьбу достаточно грамотно, и самое главное, чтобы это касалось интересов дела, интересов больного. Этот урок, который он мне преподал, я сегодня транслирую своим ученикам. Порой они начинают расстраиваться, разуверяться в решениях разных комиссий, которые решают вопросы по грантам. И я им повторяю совет Анатолия Ивановича».

 

Доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, директор НИИ кардиологии Томского НИМЦ Сергей Валентинович Попов:


Бесконечно благодарен своим Учителям в профессии академикам Карпову Ростиславу Сергеевичу, Пекарскому Викентию Викентьевичу и профессору Гимриху Эвальду Оскаровичу!

Восхищаюсь их мудростью, профессионализмом, стремлением через дела, поступки и познание неизведанного сделать этот мир счастливее, а людей здоровыми, передать свои опыт и знания молодым! Жаль, что Викентий Викентьевич рано ушёл из жизни, а задумок у него было много.

С пожеланием здравия и благополучия Ростиславу Сергеевичу, Эвальду Оскаровичу и многим другим замечательным, близким моему сердцу Учителям!

   

Доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, директор НИИ психического здоровья Томского НИМЦ Николай Александрович Бохан:


"Выбор специальности во время учебы в медицинском институте обычно происходит под влиянием коллектива Кафедры и встречи с яркими и харизматичными лидерами, которые персонифицируют и передают образ своей профессии и отношения к миру. Интерес к психиатрии возник у меня на втором курсе - после курса замечательных лекций профессора Олега Захаровича Голубкова, который был заведующим кафедрой психиатрии Алтайского медицинского института. По моей просьбе он устроил меня ночным санитаром в приемный покой психиатрической больницы. Это был яркий представитель «старой профессуры», обаятельный и художественно одаренный человек. Он играл на скрипке и увлекался живописью. Его публичные лекции по линии общества “Знания” - о природе гипноза с его демонстрацией на зрителях, вызывали большой резонанс в городе и собирали полные залы зрителей в Дворцах культуры. На эти мероприятия он привлекал меня в качестве своего ассистента и прививал навыки публичной деятельности.

Во время учебы в медицинском институте я занимался в научном студенческом кружке на кафедре психиатрии и был его старостой на старших курсах. Работу кружка курировал тогда еще доцент Валентин Яковлевич Семке, именно он и пробудил у меня интерес к научной, исследовательской деятельности и повлиял на дальнейшую жизненную и научную траекторию. Когда Валентин Яковлевич был приглашен возглавить один из институтов создававшегося Томского научного центра, он не забыл своего ученика и предложил продолжить научную карьеру в Томске. Он был консультантом по моей докторской диссертации, предопределил основное направление моих исследований. Валентин Яковлевич Семке был учеником выдающегося психиатра - академика АМН СССР Олега Васильевича Кербикова, на кафедре которого он был в очной московской аспирантуре и защитил кандидатскую диссертацию под его руководством. Валентин Яковлевич принадлежал к плеяде признанных в мире ученых, он заложил основы академической клинической персонологии, пограничной геронтопсихиатрии и кризисологии, валеопсихологии, этнопсихиатрии. В жизни он был душевным человеком, обладал феноменальной памятью и энциклопедическими знаниями, великолепно играл в шахматы и выступал на турнирах. Его профессиональная библиотека была одной из лучших, а без чтения книг он не мог прожить и дня, отслеживая все новинки в поэзии и собрав многотысячную домашнюю коллекцию книг. Долгие годы Валентин Яковлевич являлся Президентом Международной ассоциации этнопсихологов и этнопсихотерапевтов, Членом Всемирной психиатрической ассоциации, Всемирной федерации психического здоровья и множества других профессиональных сообществ. При этом Валентин Яковлевич всегда находил время для своих учеников и последователей, стал основателем известной научной школы. Его интеллигентность, отзывчивость и мягкосердечие сыграли важную роль для неформального объединения психиатров Сибири и Дальнего Востока. Он всегда остается для меня примером Учителя и Человека с большой буквы».

    

Доктор медицинских наук, профессор, член-корр. РАН, директор НИИ фармакологии и регенеративной медицины им. Е.Д. Гольдберга Томского НИМЦ, Вадим Вадимович Жданов:


«На разных этапах становления в науке свою роль в моей судьбе сыграли трое выдающихся ученых. С самого начала учебы в медицинском институте я занимался в научном студенческом кружке на кафедре патофизиологии, в который меня привел Вячеслав Викторович Новицкий, собственно и прививший мне интерес к научным исследованиям. 

Учителем в науке и во многом по жизни для меня стал Евгений Данилович Гольдберг, заведовавший в то время кафедрой патофизиологии и организовавший НИИ фармакологии. И уже в дальнейшем Александр Михайлович Дыгай, мой наставник и руководитель по кандидатской и докторской диссертациям, предопределил основное направление моих исследований, заложив основы для развития новых идей, за что я по сей день безмерно ему благодарен».

 

Врио директора Тюменского кардиологического научного центра - филиала Томского НИМЦ, заслуженный врач РФ Марина Игоревна Бессонова:



«Я считаю, что Учитель, в первую очередь, это тот, кто тебя чему-то научил. Одним из таких людей в своей жизни считаю кардиолога высшей категории, заслуженного врача РФ, одного из самых опытных докторов нашего центра, который трудится здесь с самого основания – уже 35 лет – Лидию Ивановну Макаренко. Когда-то она просто порекомендовала меня на место председателя Профсоюза учреждения. Это стало толчком для реализации моих организаторских задатков, дало старт моему росту как руководителя. Совершенно точно она научила меня абсолютной порядочности и умению отстаивать точку зрения, в которой ты уверен. Я не знаю никого честнее, чем Лидия Ивановна!

Еще один человек, которому я всегда благодарна как своему Учителю, это доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, ныне научный консультант Тюменского кардиоцентра Вадим Анатольевич Кузнецов. Он не побоялся доверить мне – тогда еще молодому и формально не имеющему регалий специалисту – высокую административную должность. Разглядел, дал возможность и безусловно поддерживал.

Я поздравляю всех учителей, педагогов, наставников с профессиональным праздником! Спасибо вам за опыт, доброту, за вашу мудрость. Всех вам благ!»

 

Доктор биологических наук, профессор РАН, заместитель директора Томского НИМЦ по научной работе Игорь Николаевич Лебедев:


«Удивительно, но для меня Учителя – это личности, знакомство с которыми во многом предопределяло мою творческую судьбу и становилось в ней поворотным моментом. Вспоминая школьные годы, назову, прежде всего, моего учителя биологии, Эльвиру Ивановну Журавлеву. Она преподавала биологию в средней школе № 80 г. Северска, и именно она привила мне любовь к генетике, не оставив сомнений в дальнейшем профессиональном выборе. Уже поступив в Томский государственный университет, я понял, что на уроках в 10-11 классе мы слушали то, что в университете преподают на 2-3 курсе. Этот неформальный опыт в подготовке педагогов, который практиковал Университет, очень помогал мне в начале научного пути. 

В годы учебы в университете Учителем и Наставником для меня стал Юрий Михайлович Новиков. С огромной благодарностью вспоминаю его лекции и закладываемое в нас убеждение, что университетское образование это не столько знания, сколько ключ к этим знаниям. Не могу не вспомнить и заведующую кафедрой цитологии и генетики ТГУ Светлану Игоревну Цитленок. Ведь именно она в свое время читала те самые лекции для школьных учителей (!) и именно она безоговорочно и настойчиво рекомендовала пойти на практику в лабораторию цитогенетики НИИ медицинской генетики к профессору Сергею Андреевичу Назаренко. И конечно же, сам Сергей Андреевич – выдающийся ученый, основатель школы цитогенетики человека в Сибири. Под его руководством была выполнена моя магистерская, а затем и кандидатская диссертация. С ним я готовил свои первые научные статьи и первые заявки на гранты. Его видение перспектив, эрудиция, интерес к науке – все это своего рода эталон, к которому посчастливилось прикоснуться».