Версия для слабовидящих:
Размер шрифта:
a
a
a
Языковая версия:
en
Перейти на сайт Томского НИМЦ

«Современное поколение погружается в мир, где получение информации не является проблемой. Проблема – в правильной оценке этой информации»

  • Главная
  • Новости
  • Новости Центра
  • «Современное поколение погружается в мир, где получение информации не является проблемой. Проблема – в правильной оценке этой информации»
В преддверии нового учебного года директор Томского НИМЦ, академик РАН Вадим Степанов – о том, что отличает поколение современных студентов от их наставников, а еще – об ответственности, оценках и роли классического высшего образования.

Об оценках, свободе и ответственности

- Отличником я не был никогда, ни в школе, ни в вузе. Учеба не представляла для меня труда, и многие вещи я делал без особого напряжения, получая «4» и «5». Убежден, что оценки не являются определяющим фактором, от которого зависит будущая карьера. Такой подход сохранял и в то время, когда в школе училась моя дочь: да, оценки важны, но не нужно придавать им слишком большого значения. Ребенок формируется в семье, и ее основная задача – вырастить хорошего человека и помочь ему в некоторой степени определиться со своим будущим. Свобода необходима, однако, в норме человек интуитивно понимает некую границу между этой свободой и существующими обязанностями, установленными правилами.


Академик РАН Вадим Степанов на открытии VI Международной научно-практической школы "Анализ отдельных клеток" (ASCA Workshop 2024)

На мой взгляд, ключевая задача студента за время учебы в вузе - научиться вовремя принимать нужные решения и брать ответственность: какое направление выбрать, где совершенствовать свои навыки, на кого равняться? От правильного выбора зависит многое, в конечном итоге – будущее. Второе – не забывать радоваться жизни! Живи, пока молодой, наслаждайся каждым днем.

Безусловно, высшее образование дает широту знаний, мировоззренческую позицию, кругозор, возможность понимать суть вещей, место в мире того, чем ты занимаешься, осознание себя. Но все это не есть только его заслуга. Образование - финальная шлифовка, последние штрихи в образе, менталитете, в моральном портрете человека. Классическое высшее образование позволяет человеку стать чуть лучше, чем он был; это некий бенчмарк, уровень, высокая планка, стимул расти и развиваться.

О молодом поколении и тотальном IQ

- Каждое следующее поколение склонно считать, что предыдущее хуже: менее развито, зациклено на сиюминутных вещах, и так происходит все время. Не могу согласиться с этим утверждением: новое поколение, безусловно, не хуже, просто оно живет и работает в совершенно других условиях. Мир стремительно меняется, появляются новые возможности и технологии, упрощается доступ к знаниям. Ясно, что современное поколение обучающихся погружается в мир, где получение информации не является проблемой. Проблема в том, чтобы дать этой информации правильную оценку: отделить зерна от плевел, достоверное от недостоверного, и в этом смысле Интернет с социальными сетями и бесконечным потоком новостей усложнил нашу жизнь.


Еще один важный аспект: новое поколение гораздо более продвинуто в разного рода технологиях, что дает им больше выбора, больше возможностей для построения своей индивидуальной траектории. Те, кто решил связать свою жизнь с наукой, с медициной, возможно, делают более осознанный выбор благодаря обилию информации о разных специальностях. Тотальный IQ, на мой взгляд, в обществе постоянен, но конкуренция возросла.

Еще, есть мнение, что нынешнее поколение более требовательно к собственному времени: они умеют четко разграничивать рабочую и личную сферы.

Пожелания студентам

- Использовать время, проведенное в вузе, в аспирантуре, ординатуре, с максимальной пользой. Впитывать знания, не бояться экспериментировать и принимать решения: переходить с факультета на факультет, начинать что-то с нуля, пробовать новые направления. Сейчас сделать это проще, чем когда-либо!

А еще желаю всем студентам уважать и ценить своих учителей и то время, которое они вам уделяют!