
Ирина Милойчикова
-
Окончила Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева
-
Окончила магистратуру и аспирантуру в Томском политехническом университете (ТПУ)
-
Работает медицинским физиком в НИИ онкологии Томского НИМЦ, преподает в ТПУ
- Мое увлечение медицинской физикой началось с реферативных работ, исследований, публикаций статей и выступлений на конференциях в университете. Меня это затянуло, - рассказывает Ирина.
- На втором курсе магистратуры ТПУ мои преподаватели по спецпредметам, д-р тех. наук, профессор Валерий Андреевич Лисин и канд. физ-мат. наук Евгения Сергеевна Сухих – на тот момент сотрудники отделения радиотерапии НИИ онкологии (в наст. время В.А. Лисин продолжает работать в отделении в должности главного научного сотрудника) - предложили мне освоить профессию медицинского физика. Решила попробовать! И вот уже 10 лет я работаю в НИИ онкологии Томского НИМЦ.
- Моя работа – мое хобби, она очень творческая. Каждый день я решаю новые задачи, работаю с информацией, людьми. Ежедневное расширение информационного поля меня привлекает.
На стыке двух направлений
- Моя основная задача заключается в улучшении технических аспектов сеансов лучевой терапии и всего, что связано с применением ионизирующего излучения при лечении пациентов с онкологическими заболеваниями. Одно из направлений моей исследовательской работы - поиск новых решений по формированию точного облучения пациентов специальными устройствами, которые позволяют создать форму поля электронного пучка, подобную форме опухоли, чтобы не облучать здоровые ткани.
Нами был предложен новый подход использования технологий трехмерной печати для того, чтобы быстро создавать индивидуальные формирующие элементы для каждого пациента, так называемые коллиматоры. Если раньше их нужно было выплавлять, вырезать, работать с металлом, организовывать для этого отдельные помещения и специальный персонал, то сейчас с доступностью 3D-принтеров можно делать это быстрее, качественнее и дешевле.
- Мы работаем над созданием полноценного автоматического программно-аппаратного комплекса, позволяющего на основе данных системы дозиметрического планирования о необходимой форме поля, напечатать коллиматор. Чтобы мы могли сразу же использовать этот элемент в клинической практике, а не ждать, когда специалисты выплавят элемент из металла.
Помимо работы в клинике, я являюсь доцентом Научно-образовательного центра международного ядерного образования и карьерного сопровождения иностранных студентов Инженерной школы ядерных технологий ТПУ, работаю в составе научного коллектива под руководством канд. физ-мат. наук Сергея Геннадьевича Стучеброва. Сотрудничество с ТПУ позволяет нам работать на стыке технического и медицинского направлений, эта специфика позволяет изнутри смотреть на проблемы и предлагать конкретные решения.
3D-технологии для дозиметрических испытаний
- Чтобы лучевая терапия была максимально безопасной для пациента, мы тщательно планируем и проверяем дозовую нагрузку не только в опухоли, но и в окружающих ее здоровых тканях. Проверка облучения проводится с использованием, так называемых фантомов, специальных устройств, имитирующих свойства тела человека. Особо сложные случаи облучения или разработка новых методик лечения требуют тщательной оценки дозы. Поместить детектор в тело пациента физически невозможно, поэтому нужны новые разработки фантомов, с высокой точностью имитирующих тело человека!
Мы можем по томографическим данным пациента создать 3D-модель и напечатать анатомически точный макет, фантом, куда мы можем помещать любые датчики и проводить необходимые измерения.
Мы уже сделали, к примеру, макет руки пациента, провели испытания, доказали работоспособность методики. Но в клинической практике пока это не используется: впереди все этапы лицензирования. Подобных фантомов и формирующих устройств из пластика сегодня нет.
На фото: макет самца мыши в разрезе
С научной группой мы разрабатываем фантомы лабораторных мышей и крыс, на которых сможем проводить дозиметрические испытания.
Также мы ищем новые материалы, которые позволят упростить и ускорить этот процесс: материал должен точно так же реагировать на излучение, как реагируют наши мышцы, кости, легкие и т.п.: но не с точки зрения биологических реакций, а с точки зрения накопления излучения.
Сейчас в отделении радиотерапии мы готовимся провести серию экспериментов по облучению фантома крысы на гамма-терапевтическом аппарате, чтобы понять, насколько нам удалось сымитировать свойства тканей.
На фото: макет среза плеча человека
Материал подготовлен студенткой Факультета журналистики ТГУ Дианой Панковой